Мы используем cookie-файлы
Мы используем файлы cookie для обеспечения правильной работы нашего сайта, чтобы сделать нашу коммуникацию еще лучше! Используя сайт без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.
Принять
Настройки
Мы используем cookie-файлы
Настройки
Мы используем cookie-файлы
Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Как провести юзабилити аудит сайта

Юзабилити аудит - это проверка сайта на его удобство для пользователей. Цель юзабилити аудита - выявить проблемы, которые мешают пользователям достигать своих целей.

Что такое юзабилити аудит?

Юзабилити аудит - это проверка сайта на его удобство для пользователей.

Цель юзабилити аудита - выявить проблемы, которые мешают пользователям достигать своих целей.
Например, главной целью сайта услуг является продажа услуги.

Для того, чтобы заказать услугу на сайте, пользователь должен проделать определенный путь и найти на страницах сайта ответы на все вопросы, которые необходимы для принятия решения.
Часто владельцы бизнеса сталкиваются с проблемой, когда сайт не приносит ожидаемых результатов. Сайт получает трафик с разных источников, но конверсий и продаж нет.

В таком случае необходимо провести юзабилити аудит, который позволит выявить проблемы, затрудняющие взаимодействие пользователей с сайтом.
Как провести юзабилити аудит
Часто под юзабилити аудитом понимают оценку дизайна и удобства работы с сайтом.

Однако юзабилити аудит - это более широкий спектр работ, который требует глубокого погружения в бизнес клиента.

Чтобы провести юзабилити аудит, необходимо выполнить следующие задачи:
Определить цели и задачи, которые должен решать ваш сайт
Главная задача сайта - продать товары или услуги.

При этом глобальные цели можно разделить на второстепенные.

Например:

  • Заказать услугу
  • Заказать звонок
  • Запросить коммерческие предложение
  • Заказать консультацию
  • Позвонить в компанию

Также на сайте может быть информационный раздел, с помощью которого не всегда можно привлечь целевой трафик и продать услуги. При этом блог может приводить пользователей, которые помогут улучшить поведенческие факторы, что в свою очередь может положительно сказаться на ранжировании страниц услуг.

Таким образом, целью посетителей блога будет поиск релевантной информации, а блог в свою очередь будет решать задачу по улучшению поведенческих факторов.

Составив древовидную структуру всех целей вы наглядно сможете увидеть, какие цели и задачи решает ваш сайт и проверить, соответствует ли сайт данной структуре целей.
Цели пользователей
Определите свою целевую аудиторию
Здесь нужно определить все возможные типы пользователей, которые являются вашей целевой аудиторией.

Например, целевую аудиторию сайта SEO-услуг можно разделить на такие типы:

  • Владельцы бизнеса
  • Маркетологи
  • Владельцы стартапов
  • Начинающие SEO-специалисты
  • Опытные SEO-специалисты

Каждый тип пользователя может преследовать разные цели и приходить на сайт с разными вопросами.

Собрав список типов пользователей и составив портреты пользователей, необходимо определить, какие цели преследуют разные типы пользователей.

Таким образом необходимо определить следующее:

  1. Кто является вашей целевой аудиторией
  2. Какие цели ставят перед собой пользователи при работе с сайтом
  3. Что важно для пользователей (например, цены, качество, ваша экспертность)
  4. С каких источников чаще всего приходит тот или иной тип пользователя
Целевая аудитория
Проанализируйте источники трафика
В ходе анализа источников трафика необходимо определить следующее:

  • Какие источники приносят больше всего трафика
  • Какие источники наиболее конверсионные
  • Какие источники трафика наиболее дорогие или дешевые
  • Какие источники наиболее потенциальны для привлечение целевых пользователей

Это позволит оценить стоимость продвижения вашего бизнеса в разных источниках и определить эффективность данных источников.
Составьте схему пользовательского пути
Customer Journey Map (CJM), или Карта пути пользователя — инструмент, основанный на исследованиях человеческого опыта, который помогает этот самый опыт проанализировать. Это один из форматов сбора исследовательской информации, который отражает сценарий пользователя: шаги, эмоциональные реакции, время, ключевые цитаты.

CJM - применяется для поиска проблем, которые затрудняют взаимодействие пользователей с продуктом и препятствуют в достижении целей.

Схематично отразите пользовательские пути для разных типов пользователей и для разных пользовательских целей. Обозначьте примерные эмоции, которые может испытать пользователь на данном этапе.

При составлении пользовательского пути вы сможете выявить проблемы, которые мешают пользователям достигать поставленные цели и сформировать гипотезы для исправления проблем.

При составлении схем пользовательского пути необходимо рассмотреть различные варианты взаимодействия пользователей с сайтом и продумать путь пользователей на разных страницах сайта.
Пользовательский путь
Проведите юзабилити анализ конкурентов
Определите основных конкурентов, которые являются лидерами тематики.

Составьте пользовательские пути на сайтах конкурентов и сравните их со схемами своего сайта.

Это позволит определить разницу в пути пользователей и проверить, присутствуют ли аналогичные проблемы на сайтах конкурентов.

Возможно конкурентный анализ позволит подтвердить достоверность ваших гипотез (что мешает пользователям достигать цели).
Проведите очное тестирование
Для подтверждения гипотез необходимо провести очное тестирование и проверить гипотезы на реальных пользователях.

Как провести очное тестирование:

  • Поставьте пользователям задачи и цели, которые необходимо достигнуть при работе с сайтом
  • Засеките время, за которое пользователи достигнут цели
  • Зафиксируйте все проблемы, которые затрудняли взаимодействие с сайтом
  • После тестирования проведите опрос пользователей, чтобы они поделились своим мнением о работе с сайтом (заранее подготовьте анкету с вопросами)

На основании тестирования вы сможете подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы.
CJM
Проверьте ваши гипотезы и проведите a/b тестирование
Подтвержденные гипотезы необходимо отправить на реализацию.

При этом при внедрении или исправлении какого либо функционала на сайте, рекомендуем проводить a/b тестирование и сравнивать показатели текущего функционала с новым.
Пожалуйста, оцените статью
Читайте далее
Автор статьи
Дмитрий Лашманов
SEO-специалист
Опыт работы в SEO 4 года
60+ реализованных проектов

Дополнительные курсы:

SEO в СНГ - Rush Academy
SEO на запад - Rush Academy
UX/UI-дизайн - Skillbox
Школа экспертов Нетологии